С каждым днём нам всё чаще стали звонить разные люди, представляющиеся сотрудниками известных финансовых структур или серьезных ведомств, желающих помочь спасти наши деньги от всевозможных жуликов. Мы уже не обращаем внимания на то, что звонящие никогда не ошибаются в имени и отчестве. Стоит отметить, что их можно узнать в любом мобильном приложении банка, заполнив несколько полей в разделе “Перевод физическому лицу”.
Только вот при таком способе сбора информации о человеке проблематично узнать фамилию получателя, поэтому в таких случаях я сразу спрашиваю именно её, зная, что настоящим работникам это точно доступно. Это отпугнёт лишь дилетантов, а для подготовленных злоумышленников, имеющих в своём распоряжении качественную базу данных, например, крупного интернет-магазина, не составит труда озвучить и дату вашего рождения.
Главные цели мошенников
- получение сведений о наших карточках;
- доступ в личный профиль онлайн-банка;
- получение денег на подконтрольные счета.
Какие методы и сценарии сейчас применяют телефонные аферисты? Отметим наиболее распространенные:
- Злоумышленники звонят по телефону своим жертвам и представляются сотрудниками силовых ведомств или Центробанка. В процессе общения они вынуждают человека оформить на себя кредит, затем снять всю сумму и перевести её через банкомат на их счета. При этом жулики сообщают, что в рамках служебного расследования или уголовного дела подозреваются работники банков, которым ни в коем случае не следует сообщать об этом разговоре.
- Вам поступает звонок от незнакомого человека, представляющегося сотрудником безопасности финансовой структуры, который сообщает о попытках списания денег, об оформленном кредите на ваше имя или о наличии заявки на смену контактного номера в онлайн кабинете. Чтобы этого не произошло, от вас незамедлительно потребуют предоставить им либо информацию о кредитках, либо коды из смсок, либо для страховки перевести все средства на специальный счёт, который контролируется мошенниками.
- Одним из менее распространенных способов телефонных аферистов является опрос клиентов банков о качестве предоставляемых услуг. Обещая за ответы вознаграждение, у вас могут под разными предлогами попросить сообщить данные карточек или коды из смс-оповещений. Именно этот набор сведений нужен злоумышленникам, чтобы украсть все накопления.
Как банки борются со злоумышленниками
Банкиры отмечают резкое увеличение жалоб от своих клиентов в первые месяцы 2021 года. По их информации количество мошеннических атак по телефону растёт, а размер украденных сумм увеличивается. В свою очередь финансовые учреждения постоянно улучшают свои защитные системы от подозрительных операций. По каждому случаю настоящий сотрудник банка пытается дозвониться до обработанного жуликами клиента и предупредить о последствиях.
Находясь в стрессовой ситуации от страха потерять деньги, человек в любой момент может ошибиться и поверить именно мошеннику. Если в дальнейшем владелец счёта подтверждает подозрительную операцию, финансовая организация не вправе ему отказать. Однако в большинстве случаев реальным работникам удаётся убедить людей не идти на поводу у злоумышленников. Причём по статистике обманутыми оказываются не только пожилые люди, а всё чаще граждане разных возрастов.
Банк России тоже участвует в этом противостоянии. По его указанию за первые три месяца 2021 года заблокировано более 6 тысяч подозрительных телефонных номеров, но количество попыток обмануть и украсть деньги у людей с каждым месяцем увеличивается. Методы и способы подобного мошенничества развиваются очень быстро и приносят дельцам огромный доход. Центробанк определил, что за 2020 год путём несанкционированных переводов у клиентов финансовых учреждений было украдено почти 10 миллиардов рублей!
Как не стать жертвой